После окончания института в 1954 году я был направлен по
распределению на работу в гор. Воронеж, на завод
имени. В,И,
Ленина, выпускавший расфасовочно-упаковочные автоматы и мукомольные
машины "ЗМ". Это бы завод, основанный в 1869
году и начавший заниматься
разработкой и выпуском упаковочной техники в
1953 году.
Теперь - это АООТ
"Упаковочные машины" ("Упмаш").
Первый год я проработал мастером на сборке. . Работать в цеху
было очень интересно, т.к. наладка автоматов была непростым делом.
Электроники и систем ЧПУ тогда не было и в помине и автоматический
цикл работы и перемещение рабочих органов по трём
координатам при изготовлении бумажных и картонных
пакетов обеспечивали барабанные кулачки,
требовавшие очень точной осевой и круговой
настройки.. Я так и не успел это освоить,
т.к. был переведен в технический отдел
конструктором по оснастке. Примерно через 10 лет я посетил этот завод и
с удовлетворением и не без гордости увидел в механическом цехе
в работе одно из разработанных
мной приспособлений..
Нас ИТР (инженерно-технических работников)
часто посылали на общественные работы : то на подготовку насыпей для
трамвайных путей, то на разборку разбомблённых
зданий, из кирпичей которых мы ездили строить
в деревнях силосные ямы.
В то время в
Воронеже "кипела" культурная жизнь. В городской филармонии шли регулярно
концерты с московскими знаменитостями. Особенно мне запомнились
дирижёр
Виктор Дубровский и
виолончелистка Вера Дулова,
рассказывавшая о своей гастроли на Северном полюсе..
А однажды в заводском клубе в обеденный
перерыв был показан фильм "Дворец науки", где был
показан Хор московских студентов и исполнение нигерийской песни "Куи-кури"
с моим участием.,. После этого я получил от райкома комсомола
комсомольское поручение выступать перед
аудиторией с рассказом о
IY Всемирном Фестивале молодежи в
Бухаресте.
У меня была прекрасная книжка Василия Захарченко , "За мир и
дружбу", которую я использовал , дополнив собственными впечатлениями,
для выступлений. При этом я исполнял под собственный аккомпанемент на
аккордеоне некоторые песни из репертуара Хора и другие
модные в то время
песни, в частности "Бухарестский вальс " и "Бэсамэ мучо",
слова которой на испанском языке мне записал на
слух
Владимир
Наумович Эйтингон,
(сын легендарного разведчика
Наума Эйтингона, о чем тогда
никто не знал) работавший на нашем заводе начальником
планового отдела (диспетчером).
Теперь он доктор экономических наук, профессор, декан и заведующий.
кафедрой в Воронежском Государственном университете.
Благодаря выступлениям на различных мероприятиях я познакомился со многими
интересными людьми. Дружил с начинающей тогда
талантливой поэтессой
Ириной
Озеровой (почитайте её
переводы), Мне запомнились некоторые её строки из тех, которые я
пытался переложить на музыку.:
"Сердца стук и стук колес, дымом кроет
паровоз плечи вымокших берёз". Или: " Ты спросил не плачу ли?
Что туманит мысли? Просто нынче начали осыпаться листья!"
Ирина познакомила
меня с недавно вернувшимся из ссылки
после отбывания 10 летнего срока в Вятлаге репрессированным композитором Полем Русаковым
(Поль Марсель) . Я
часто бывал у него в гостях, где он рассказывал мне о
своих встречах с Есениным и проигрывал на стареньком пианино написанные
по местному заказу (нужно было как-то выживать)
песни про доярку ("даст ей каждая корова по цистерне
молока").
Гешка Миров ( сын Льва Борисовича Мирова - известного конферансье
и юмориста) , который вместе со мной был распределен в гор.
Воронеж на другой завод , познакомил меня с артистами
выступавшей в Воронеже цирковой труппы .
В то время каждый вечер в цирке шли турниры борцов в
патриархально-русском стиле..
Благодаря антрепренеру цирка Толоконникову я нашел жилье, которое затем
два года снимал у прекрасного человека Дмитрия Михайловича
Стародубцева.
Мои попытки поучаствовать в в
драмкружке гарнизонного Дома офицеров закончились
полным конфузом. Не было у меня нужной для
сцены раскованности, и в то время я
еще не умел играть на гитаре, что требовалось по ходу пьесы.
Руководитель драмкружка Смурыгин можно сказать выгнал меня прямо со
сцены после одной моей неудачной реплики.
Попробовал я свои силы и в заводском литературно кружке , которым
руководил местный писатель Генрих Колтунов.
Пытался организовать на заводе хор, но это оказалось
непростым делом, хоть мама и
прислала мне книгу Чеснокова "Хор и управление им". В
результате моих поисков чем занять себя в свободное от работы время, я
поступил на вечернее отделение музыкального училища, где проучился всего
одну зиму. Вокалом со мной занималась Нина Ивановна Синицына.
Одновременно я был принят в Воронежский
русский народный хор, но ни разу не участвовал в концертах. Не
успел, но мне был приятен и интересен сам факт, что меня приняли.
Два
года, проведённые в Воронеже были годами проб и поисков себя. Я
вспоминаю эти годы и встретившихся мне там людей с благодарностью:
директора Леонида Даниловича Кутырева, который учил меня- "молодого
специалиста" "уму-разуму" ,, начальника сборочного цеха
Константина Ивановича Немчинова, Владимира Наумовича Эйтингона, Бориса
Константиновча Веремея и многих других, оставивших хорошую память
о себе.